Что привезти из Москвы: выбираем сувениры для родных и друзей

Жостовский поднос
Жостовские промыслы связаны с братьями Вишняковыми. В их визитнице значилось: «Заведение братьев Вишняковых лакированных металлических подносов, сухарниц, поддонов, из папье-маше шкатулок, портсигаров, чайниц, альбомов и проч… существует с 1825 г.» Исторически жостовские подносы были ручной ковки. Форм за 200 лет накопилось более 150, от миниатюрных до огромных — «скатертных». Сейчас производство части подносов механизировано. А часть форм изготавливается по-прежнему по старинке, вручную. Каждому подносу на фабрике присваивается свой номер.

После того, как изделие отшлифовали и покрыли черным лаком, оно попадает к живописцам. Основной мотив жостовской росписи — цветочный букет. Если вы думаете, что нанести его на поднос просто — ошибаетесь. Работают мастера беличьими кистями и масляной краской. Краску разводят льняным маслом, а кисти моют в скипидаре. Роспись состоит из нескольких этапов: замалёвка, тенежка и прокладка, бликовка, и, наконец, чертёжка и привязка.
Гжельский фарфор
Вообще район Гжели исторически славился своей глиной. А с XVIII века здесь начинают развиваться и промыслы. Местные мастера создавали кирпич, посуду и игрушки из всё той же глины. И лишь двести лет назад началось производство из фарфора, прославившее подмосковную Гжель на весь мир.

Ассортимент выпускаемой здесь продукции — разнообразен: от люстр, часов до ложечек. Но, в первую очередь, это, конечно, посуда: чайные сервизы, блюда, кувшины, даже самовары. Ещё один популярный вариант — игрушки в виде людей и животных, и статуэтки со сценками из русского быта. Есть сувенирная продукция в гжельском стиле и на футбольные мотивы: магнит- бутса, майка сборной России и фигурка футболиста. Обычная тематика рисунков — природа, времена года, травка, веточки, гирлянды цветов. Любимый узор — роза.

Изначально гжель была разноцветной. А потом пришла мода на кобальт, и местный фарфор окрасился в бело-синие тона. Как говорят жители Гжели, небо у них синее-синее. Вот они и решили перенести эти краски на белый-белый фарфор.

Расписываются фигурки специальным составом на основе оксида кобальта. Затем изделие окунают в белую глазурь и обжигают в печи при температуре около 1400оC. После обжига глазурь становится прозрачной, и посуда приобретает глянцевый блеск и твердость — вот и секрет красоты гжельской продукции.
Павловопосадские платки
Это производству тоже уже больше двухсот лет. Создал его крестьянин села Павлово Лабзин. Поначалу это было кустарное текстильное производство, но уже внук Лабзина — Яков начинает выпускать шали с набивным рисунком. Вскоре он становится поставщиком двора Великой княгини Александры Петровны — невестки Николая I. Сейчас стилизованное изображение павловопосадской шали фигурирует на гербе города.

Изначально рисунок на платочную ткань наносили деревянными резными формами: «манерами» и «цветками». «Цветки» вырезали из дерева, с их помощью на ткань наносили краски, каждый цвет требовал отдельной доски. С 1970-х годов технология набивки платков значительно упростилась. Принцип нанесения рисунка остается прежним, но краска теперь наносится печатниками на ткань не деревянными формами, а с помощью специальных шелковых или капроновых сетчатых шаблонов. Обычно павлопосадские платки украшают объемные изображения цветов.
Made on
Tilda